Интерфакс,
4 марта 1996 г.
Федеральный закон Российской Федерации об обязательном страховании банковских вкладов граждан
1280 просмотров
*Настоящий проект закона не был поддержан Советом Федерации. Кроме того, в начале февраля Президент РФ подписал закон о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В нем правительству и Банку России предписано в течение трех месяцев разработать и внести в Госдуму проект закона об обязательном страховании вкладов граждан. Интервью с председателем подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павлом Медведевым — см. от 10 марта 1996 года.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты денежных средств граждан, размещенных ими в банковские вклады, путем их обязательного страхования.
Для достижения цели настоящего Федерального закона создается Федеральный фонд обязательного страхования банковских вкладов (далее — Фонд).
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по защите денежных средств граждан, размещенных ими в банковские вклады, за счет средств страхового резерва, формируемого из обязательных страховых взносов, уплачиваемых банками, имеющими право на привлечение денежных средств граждан в банковские вклады в соответствии с лицензией Центрального банка Российский Федерации (Банка России).
Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения по добровольному страхованию банковских вкладов граждан. Банки, осуществляющие добровольное страхование банковских вкладов граждан, не освобождаются от обязанности участвовать в системе обязательного страхования банковских вкладов граждан, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на Сберегательный банк Российской Федерации, сохранность банковских вкладов граждан в котором гарантируется государством.
Законодательство Российской Федерации о страховании не распространяется на отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Объект обязательного страхования
Объектом обязательного страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом являются денежные средства, размещенные гражданами в банковские вклады, в том числе в иностранных филиалах российских банков.
Под банковскими вкладами в настоящем Федеральном законе понимаются денежные средства, размещенные гражданами на текущих, срочных и иных счетах в банках, в том числе размещенные в банках в обмен на сберегательные сертификаты, переданные банкам в доверительное управление, а также начисленный (капитализированный) доход в виде процентов по указанным счетам. В соответствии с настоящим Федеральным законом не являются объектом обязательного страхования: денежные средства, находящиеся на счетах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если указанные счета открыты в связи с указанной деятельностью; денежные средства, находящиеся на счетах на предъявителя.
Статья 4. Страховой случай
Страховым случаем в соответствии с настоящим Федеральным законом являются: отзыв у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций, в том числе на привлечение во вклады денежных средств граждан; признание судом факта несостоятельности (банкротства) банка.
Статья 5. Разрешение споров, связанных с обязательным страхованием банковских вкладов граждан
Споры, связанные с обязательным страхованием банковских вкладов граждан, разрешаются судом, арбитражным или третейским судом в соответствии с их компетенцией.
Глава II. Порядок регистрации участия банка в Фонде.
Обязательные взносы
Статья 6. Документы, необходимые для постановки банка на учет в Фонде
Для постановки банка на учет в Фонде представляются следующие документы: - заявление о постановке банка на учет в Фонде; - копии учредительных документов банка; - копия лицензии Банка России на осуществление банковских операций; - копия документа, свидетельствующего о внесении вступительного взноса; - копии годовых балансов и аудиторских заключений за последние два года; - копии финансовой и бухгалтерской отчетности, направлявшейся в Банк России за последние шесть месяцев.
Статья 7. Порядок постановки банка на учет в Фонде
Совет Фонда принимает решение о постановке банка на учет в Фонде или об отказе в постановке на учет в трехмесячный срок с даты представления всех документов, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. При постановке банка на учет в Фонде ему выдается соответствующий документ для представления в Банк России для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств граждан. Указанный документ действителен в течение двух месяцев.
Статья 8. Основания и порядок отказа в постановке банка на учет в Фонде
Фонд имеет право отказать в постановке банка на учет в Фонде по следующим основаниям: - при установлении недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах; - при неудовлетворительном финансовом положении банка.
Критерии оценки неудовлетворительного финансового положения банка устанавливаются советом Фонда.
При отказе в постановке банка на учет в Фонде Фонд обязан направить в банк мотивированный ответ, содержащий причину отказа и предложения по устранению выявленных недостатков, а также вернуть банку в двухнедельный срок вступительный взнос.
При отказе в постановке банка на учет в Фонде в связи с неудовлетворительным финансовым положением банка Фонд сообщает об этом Банку России для принятия им мер в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Отказ в постановке банка на учет в Фонде не является препятствием для обращения банка в последующем с ходатайством о постановке на учет.
Статья 9. Условие получения банком лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств граждан
Лицензия Банка России на привлечение во вклады денежных средств граждан может быть получена банком только после его постановки на учет в Фонде. При отказе Банка России выдать указанную лицензию Фонд снимает банк с учета и в двухнедельный срок возвращает ему вступительный взнос.
Статья 10. Регистрация участия банка в Фонде. Реестр банков — участников Фонда
Банки, поставленные на учет в Фонде, после получения ими лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств граждан регистрируются как банки — участники Фонда.
Фонд ведет реестр банков — участников Фонда. Банк включается в реестр банков — участников Фонда в трехдневный срок со дня представления им в Фонд копии лицензии на привлечение во вклады денежных средств граждан, о чем Фонд делает официальное сообщение в газете «Российские вести».
Банку, включенному в указанный реестр, выдается свидетельство о регистрации участия банка в Фонде.
Статья 11. Прекращение участия банка в Фонде
Участие банка в Фонде прекращается: - при отзыве у него Банком России лицензии на привлечение во вклады денежных средств граждан; - при исключении банка из числа участников Фонда по решению совета Фонда в порядке, установленном статьей 44 настоящего Федерального закона.
О прекращении участия банка в Фонде в реестр банков — участников Фонда вносится соответствующая запись и делается официальное сообщение в газете «Российские вести».
При прекращении участия банка в Фонде гарантии Фонда, а также обязанности банка по банковским вкладам граждан, привлеченным банком до момента отзыва указанной лицензии, сохраняются.
Статья 12. Обязательные взносы банков
К обязательным взносам банков относятся: вступительный взнос в Фонд; календарные страховые взносы, уплачиваемые банками — участниками Фонда, привлекающими банковские вклады граждан в соответствии с лицензией Банка России.
Обязательные взносы банков относятся на расходы банков, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг и учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
Статья 13. Вступительный взнос
Вступительный взнос в Фонд составляет 0,5 процента от собственных средств банка по состоянию на конец месяца, предшествующего месяцу подачи банком документов для постановки на учет в Фонде.
Статья 14. Календарный страховой взнос
Календарный страховой взнос устанавливается собранием банков — участников Фонда в процентах от средневзвешенной суммы привлеченных в течение отчетного периода банковских вкладов граждан и не может превышать 3 процентов годовых. Отчетным периодом может быть месяц или квартал. Продолжительность отчетного периода определяется Фондом.
Совет Фонда вправе повысить ставку календарного страхового взноса, но на срок не более трех месяцев в год и в пределах, установленных частью первой настоящей статьи, в случае, если предварительная оценка суммы выплат страхового возмещения превышает 75 процентов от страхового резерва Фонда.
Совет Фонда вправе в пределах, установленных частью первой настоящей статьи, повысить банку — участнику Фонда его ставку календарного страхового взноса при ухудшении финансового положения банка — участника Фонда.
Фонд сообщает банку — участнику Фонда об изменении его ставки календарного страхового взноса в начале каждого отчетного периода. Расчет календарных страховых взносов производится банками самостоятельно в порядке, установленном Фондом.
Банк — участник Фонда перечисляет календарный страховой взнос в трехдневный срок после окончания каждого отчетного периода. Перечисление календарных страховых взносов, в том числе по вкладам в иностранной валюте, производится банком — участником Фонда в рублях в порядке, установленном Фондом.
О предстоящем изменении порядка расчета календарных страховых взносов Фонд официально объявляет не позднее трех месяцев до его введения в действие.
Статья 15. Обязанности банка — участника Фонда
Банк — участник Фонда обязан: - сообщать клиентам посредством размещения объявлений в доступном для ознакомления месте в кассовом зале банка, а также при ответах на письменные и устные запросы о своем участии в Фонде с указанием номера регистрационного свидетельства и даты регистрации, а также предусмотренных настоящим Федеральным законом размерах и порядке выплаты страхового возмещения; - своевременно и полностью перечислять Фонду календарные страховые взносы; - представлять Фонду в установленные сроки отчетность и информацию, необходимые ему для выполнения его функций; - незамедлительно сообщать Фонду о возникновении ситуации, делающей невозможным полное или частичное выполнение обязательств по банковским вкладам граждан; - выполнять предписания Фонда об устранении выявленных в своей деятельности нарушений настоящего Федерального закона и решений Фонда.
Статья 16. Ответственность банка за привлечение банковских вкладов граждан без регистрации участия в Фонде
Привлечение банком банковских вкладов граждан без регистрации участия данного банка в Фонде влечет за собой меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.
При наличии указанного нарушения Фонд, прокурор, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на то федеральным законом, имеют право обращаться в суд с иском о взыскании с банка в федеральный бюджет штрафа в двукратном размере суммы, привлеченной в банковские вклады.
Должностные лица банка, привлекающего банковские вклады граждан без регистрации участия данного банка в Фонде, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. Порядок и условия выплаты гражданам страхового возмещения
Статья 17. Размеры страхового возмещения
При наступлении страхового случая в банке — участнике Фонда Фонд гарантирует каждому вкладчику данного банка возмещение 90 процентов от средств его банковских вкладов, но не более двухсотпятидесятикратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая.
Размер страхового возмещения вкладчику рассчитывается по состоянию его банковского вклада на день наступления страхового случая.
Для банковского вклада в иностранной валюте при определении суммы страхового возмещения производится перерасчет средств банковского вклада в рублевый эквивалент по официальному курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.
По банковским вкладам, открытым на имя двух или более граждан, расчет размеров страхового возмещения, предусмотренных частью первой настоящей статьи, осуществляется исходя из общей суммы вклада. При отсутствии особых распоряжений страховое возмещение выплачивается любому из указанных граждан.
Статья 18. Ограничения на выплату страхового возмещения отдельным категориям граждан
Страховое возмещение по банковским вкладам не выплачивается следующим категориям граждан: - участникам банка, владеющим более чем 1 процентом его уставного капитала; - членам органов управления банка; - аудиторам, проводившим последнюю аудиторскую проверку банка; - близким родственникам и супругам лиц, перечисленных в абзацах втором, третьем и четвертом части первой настоящей статьи.
Страховое возмещение также не выплачивается по банковским вкладам, в отношении которых вынесено решение суда об обращении взыскания или о применении конфискации имущества.
Статья 19. Выплата страхового возмещения
Страховое возмещение выплачивается Фондом из средств страхового резерва. Фонд выплачивает страховое возмещение не позднее чем через три недели со дня наступления страхового случая.
Для осуществления выплаты страхового возмещения Фонд имеет право получать сведения и документы (копии документов), подтверждающие прием денежных средств граждан в банковские вклады, а банк обязан представлять Фонду указанные сведения и документы (копии документов).
В случае, если банк выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, сумма страхового возмещения определяется в виде разницы между подлежащим выплате вкладчику страховым возмещением и суммой встречных требований банка.
Выплата гражданам страхового возмещения может производиться Фондом на основе договора через банки, уполномоченные Фондом, а также через организации почтовой связи.
После выплаты гражданам страхового возмещения Фонд приобретает принадлежащее этим гражданам право требования у банка исполнения обязательств в размере страхового возмещения и обязан принять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности. Фонд также вправе потребовать от банка возмещения расходов по выплате страхового возмещения.
Статья 20. Получение страхового возмещения
В недельный срок со дня наступления страхового случая Фонд обязан опубликовать информационное сообщение о месте и времени получения гражданами страхового возмещения. Указанную информацию вкладчик вправе получить непосредственно в Фонде.
Получение страхового возмещения производится при предъявлении вкладчиком документов, подтверждающих наличие у него банковского вклада.
Страховое возмещение может быть получено гражданином в течение трех лет со дня наступления страхового случая. Течение указанного срока приостанавливается по основаниям, предусмотренным статьей 202 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 21. Права вкладчика
Вкладчик имеет право: - получать от банка, в котором он размещает банковский вклад, сведения (информацию) о регистрации участия банка в Фонде и другую информацию, определенную настоящим Федеральным законом; - сообщать Фонду о фактах задержки банком выполнения обязательств по банковским вкладам граждан; - получать при наступлении страхового случая от Фонда страховое возмещение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Глава IV. Федеральный Фонд обязательного страхования банковских вкладов
Статья 22. Общие положения о деятельности Фонда
Целью деятельности Фонда является обеспечение страховой защиты банковских вкладов граждан. Фонд является юридическим лицом, статус которого устанавливается настоящим Федеральным законом. Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Денежные средства Фонда хранятся в Банке России за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Вопросы освобождения Фонда от уплаты государственных пошлин, налогов и сборов решаются в соответствии с федеральными законами. Местом нахождения Фонда является город Москва.
Статья 23. Функции Фонда
Фонд выполняет следующие функции: - осуществляет регистрацию участия в Фонде банков, привлекающих банковские вклады граждан; - устанавливает ставки календарных страховых взносов; - аккумулирует обязательные взносы банков — участников Фонда; - осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления банками — участниками Фонда обязательных взносов; - осуществляет выплату гражданам страхового возмещения в порядке и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; - обращается в арбитражный суд с исковым заявлением о признании банка — участника Фонда несостоятельным (банкротом) и участвует в процедурах несостоятельности (банкротства) и санации банков в соответствии с федеральными законами; - осуществляет в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, контроль за деятельностью банков в целях обеспечения гарантий по сохранности и своевременному возврату банковских вкладов граждан; - осуществляет другие функции, возложенные на Фонд настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 24. Отношения между Фондом и государством
Фонд в пределах полномочий, предоставленных ему настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, независим в своей деятельности.
Федеральные органы государственной власти, Банк России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Фонда по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Статья 25. Решения Фонда
Фонд по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, вправе принимать решения, обязательные для банков — участников Фонда. Решения Фонда направляются во все банки — участники Фонда и в Банк России.
Фонд представляет и публикует информацию о своей деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 26. Имущество Фонда
Имущество Фонда формируется за счет обязательных взносов, доходов, полученных от деятельности Фонда, и других законных поступлений и является собственностью Фонда.
За счет имущества Фонда формируются страховой резерв Фонда и средства, направляемые на обеспечение деятельности Фонда.
Статья 27. Размещение средств Фонда
Средства Фонда размещаются в государственные ценные бумаги, а также на счете в Банке России.
Совет Фонда устанавливает предельные доли средств Фонда, размещаемых в государственные ценные бумаги того или иного вида.
Статья 28. Страховой резерв Фонда
Фонд формирует страховой резерв, предназначенный для выплаты страхового возмещения и оказания помощи банкам — участникам Фонда в порядке, предусмотренном статьей 42 настоящего Федерального закона.
Фонд ежегодно устанавливает величину страхового резерва, достаточную для осуществления прогнозируемых выплат страхового возмещения гражданам по их банковским вкладам в текущем году.
Средства страхового резерва не могут изыматься в федеральный и иные бюджеты.
При недостатке средств страхового резерва Фонда для выплаты страхового возмещения по решению совета Фонда средства выделяются всеми банками — участниками Фонда или заимствуются, в том числе у Правительства Российской Федерации либо под его гарантии.
Статья 29. Ограничения на деятельность Фонда
Фонд не имеет права: - осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать коммерческие и некоммерческие организации и участвовать в их капитале, за исключением случая создания учреждений Фонда и случаев, предусмотренных в настоящем Федеральном законе; - приобретать и иметь в своих активах более 20 процентов голосующих акций (паев) банка — участника Фонда по номинальной стоимости при участии в санации данного банка; - выпускать долговые обязательства Фонда.
Статья 30. Органы управления Фонда и наблюдательный совет Фонда
Органами управления Фонда являются собрание банков — участников Фонда, совет Фонда и генеральный директор Фонда.
В целях контроля за деятельностью Фонда и выработки рекомендаций по совершенствованию системы обязательного страхования банковских вкладов граждан создается наблюдательный совет Фонда.
Статья 31. Собрание банков — участников Фонда
Высшим органом управления Фонда является собрание банков — участников Фонда.
К исключительной компетенции собрания банков — участников Фонда относятся: - принятие устава Фонда, а также внесение в него изменений и дополнений; избрание совета Фонда; - назначение на должность председателя совета Фонда по представлению наблюдательного совета Фонда и освобождение от указанной должности; - назначение на должность генерального директора Фонда по представлению совета Фонда и освобождение от указанной должности; - утверждение годового отчета Фонда, а также сметы расходов на содержание - управленческого персонала; - установление величины страхового резерва Фонда; - установление ставок календарных страховых взносов; - назначение аудитора Фонда; - принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов и учреждений Фонда.
Статья 32. Порядок проведения собрания банков — участников Фонда
Очередные собрания банков — участников Фонда проводятся не реже одного раза в год и созываются советом Фонда. Внеочередные собрания банков — участников Фонда могут проводиться по требованию одной десятой от числа банков — участников Фонда, а также по решению наблюдательного совета Фонда или совета Фонда.
Собрание банков — участников Фонда является правомочным, если на нем присутствуют банки — участники Фонда, имеющие не менее половины голосов. Решения собрания банков — участников Фонда принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.
Общее число голосов на собрании банков — участников Фонда равно двукратному числу банков — участников Фонда, внесенных в реестр банков — участников Фонда. При этом каждый банк — участник Фонда имеет один голос плюс число голосов, пропорциональное его доле календарных страховых взносов, внесенных в Фонд в предыдущем отчетном году.
При отсутствии кворума дата проведения нового собрания банков — участников Фонда переносится на один месяц. Решения на повторном собрании банков — участников Фонда принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.
Статья 33. Совет Фонда
Совет Фонда избирается собранием банков — участников Фонда сроком на два года из числа представителей банков — участников Фонда и осуществляет управление Фондом в период между собраниями банков — участников Фонда.
Численность совета Фонда определяется собранием банков — участников Фонда. Совет Фонда состоит из председателя совета Фонда, его заместителя и членов совета Фонда.
К компетенции совета Фонда относятся: - определение структуры активов Фонда; - принятие решений о предоставлении помощи банку — участнику Фонда; - принятие решений о сдаче в аренду, продаже, об обмене или ином отчуждении имущества Фонда, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 0,5 процента от активов Фонда; - назначение на должность заместителя председателя совета Фонда и освобождение от указанной должности; - представление собранию банков — участников Фонда кандидатуры для назначения на должность генерального директора Фонда; - временное (на срок до трех месяцев) повышение ставок календарных страховых взносов; - созыв собрания банков — участников Фонда и подготовка проекта его повестки дня; - принятие решений о постановке банка на учет в Фонде и об исключении банка из числа участников Фонда; - решение иных вопросов, отнесенных к компетенции совета Фонда настоящим Федеральным законом.
Заседания совета Фонда созываются председателем совета Фонда или по инициативе одной трети членов совета Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Совет Фонда правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета Фонда принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов голос председателя совета Фонда является решающим.
Протокол заседания совета Фонда подписывается председателем совета Фонда или его заместителем.
Статья 34. Обязанности членов совета Фонда
Членами совета Фонда могут быть представители банков — участников Фонда, имеющие безупречную деловую и профессиональную репутацию.
Члены совета Фонда обязаны: - соблюдать лояльность по отношению к Фонду и осуществлять свои обязанности в интересах Фонда и его вкладчиков; - в случае своей финансовой заинтересованности в принятии решения Фондом в отношении банка — участника Фонда сообщать об этом совету Фонда до момента принятия такого решения; - выполнять иные правила, установленные уставом Фонда.
Член совета Фонда считается имеющим финансовую заинтересованность в принятии решения совета Фонда в отношении банка — участника Фонда, если: - он состоит с ним в трудовых отношениях; - он обладает правами собственника или кредитора в отношении такого банка — участника Фонда; - его близкие родственники, супруг (супруга) состоят в трудовых отношениях с таким банком — участником Фонда либо обладают в отношении него правами собственника или кредитора.
Член совета Фонда, имеющий финансовую заинтересованность, не может участвовать в принятии такого решения, а само решение должно быть одобрено большинством членов совета Фонда, не имеющих финансовой заинтересованности.
Статья 35. Ответственность членов совета Фонда
За нарушение положений настоящего Федерального закона, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вытекающих из настоящего Федерального закона, члены совета Фонда несут ответственность в соответствии с уставом Фонда и законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Порядок назначения на должность председателя совета Фонда
Кандидатура для назначения на должность председателя совета Фонда вносится наблюдательным советом Фонда не позднее чем за один месяц до истечения полномочий председателя совета Фонда.
Если кандидатура председателя совета Фонда отклоняется собранием банков — участников Фонда, то наблюдательный совет Фонда вносит на рейтинговое голосование собрания банков — участников Фонда не более пяти кандидатур на должность председателя совета Фонда. При данном голосовании в должности председателя совета Фонда утверждается кандидатура, набравшая наибольшее число голосов.
Статья 37. Генеральный директор Фонда
Генеральный директор Фонда осуществляет оперативное руководство Фондом и несет ответственность за реализацию функций, возложенных на Фонд. Генеральный директор Фонда назначается сроком на четыре года.
Генеральный директор Фонда: - осуществляет без доверенности действия от имени Фонда; организует выполнение решений собрания банков — участников Фонда и совета Фонда; - подписывает решения Фонда, издает приказы, распоряжения, иные внутренние документы Фонда; - назначает на должность и освобождает от должности служащих Фонда; - выдает свидетельства о регистрации участия банка в Фонде; - принимает решения о сдаче в аренду, продаже, об обмене или ином отчуждении имущества Фонда, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, не превышает 0,5 процента активов Фонда; - принимает решения по другим вопросам деятельности Фонда и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции собрания банков — участников Фонда и совета Фонда.
Генеральный директор Фонда может быть досрочно освобожден от должности по решению собрания банков — участников Фонда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 38. Наблюдательный совет Фонда
В наблюдательный совет Фонда входят по одному представителю от каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, федерального органа по антимонопольной политике, два представителя от банковских ассоциаций (союзов), каждая из которых объединяет не менее 25 процентов банков — участников Фонда, а также председатель совета Фонда.
Наблюдательный совет Фонда избирает из своих членов председателя наблюдательного совета Фонда сроком на два года. Председатель совета Фонда не может быть председателем наблюдательного совета Фонда.
Наблюдательный совет Фонда: - представляет собранию банков — участников Фонда кандидатуру для назначения на должность председателя совета Фонда; - имеет право созвать внеочередное собрание банков — участников Фонда; - принимает решение о проведении внеочередной ревизионной или аудиторской проверки деятельности Фонда; - имеет право наложить вето на решения совета Фонда в течение семи дней после их принятия; - рассматривает годовой отчет Фонда; - имеет право заслушать отчеты председателя совета Фонда и генерального директора Фонда по любому вопросу деятельности Фонда, а также отчеты аудитора Фонда и ревизионной службы Фонда; - участвует в разработке принципов организации системы обязательного страхования банковских вкладов граждан; - рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Фонда и функционирования системы обязательного страхования банковских вкладов.
Вето наблюдательного совета Фонда может быть преодолено собранием банков — участников Фонда двумя третями голосов от числа присутствующих.
Статья 39. Заседания наблюдательного совета Фонда
Заседания наблюдательного совета Фонда созываются его председателем или не менее чем одной третью его членов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Наблюдательный совет Фонда правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения наблюдательного совета Фонда принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов голос председателя наблюдательного совета Фонда является решающим.
Протокол заседания наблюдательного совета Фонда подписывается председателем наблюдательного совета Фонда или одним из членов наблюдательного совета Фонда. Мнение членов наблюдательного совета Фонда, при голосовании оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол.
Статья 40. Фонд как орган контроля
Фонд осуществляет контроль за деятельностью банков — участников Фонда по обеспечению гарантий сохранности и своевременного возврата банковских вкладов граждан, а также за соблюдением настоящего Федерального закона и выполнением решений Фонда.
Фонд не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность банков — участников Фонда.
Статья 41. Контрольные полномочия Фонда
Для осуществления своих функций в области контроля за деятельностью банков — участников Фонда Фонд имеет право: - запрашивать и получать у банков — участников Фонда необходимую информацию об их деятельности, в том числе копии финансовой отчетности, направляемой в Банк России, а также требовать разъяснения по полученной информации; - проводить проверки банков — участников Фонда; давать банкам — участникам Фонда рекомендации по улучшению их финансового положения; - направлять банкам — участникам Фонда обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений настоящего Федерального закона и решений Фонда; - применять к банкам-нарушителям меры, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона.
Фонд вправе применять контрольные полномочия, предусмотренные абзацами вторым и третьим части первой настоящей статьи, при рассмотрении вопроса об оказании помощи банку — участнику Фонда.
Фонд самостоятельно проводит проверку банка — участника Фонда или заключает договор на ее проведение с аудиторской фирмой, имеющей лицензию на проведение банковского аудита. Фонд вправе привлекать к проведению проверок независимых экспертов.
Аудиторские фирмы при проведении проверки вправе получать и проверять отчетность и другие документы банков — участников Фонда, снимать с них в необходимых случаях копии. Оплата услуг аудиторских фирм производится за счет проверяемого банка — участника Фонда.
Порядок проведения проверок банков — участников Фонда устанавливается советом Фонда.
Статья 42. Оказание помощи банку — участнику Фонда
В целях сохранения доверия граждан к банковской системе и рационального использования средств страхового резерва Фонд по решению совета Фонда вправе оказывать помощь банку — участнику Фонда при ухудшении его финансового положения.
Указанная помощь Фонда банку — участнику Фонда может включать в себя предоставление ему краткосрочных займов, покупку его акций (паев), выдачу за него поручительств, а также другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Размеры помощи, оказываемой каждому банку — участнику Фонда, не могут превышать половины оценочной суммы страхового возмещения по его банковским вкладам.
Расходы на оказание помощи банкам — участникам Фонда не могут превышать 15 процентов страхового резерва Фонда. Помощь оказывается Фондом на условиях, обычно применяемых при заключении аналогичных сделок.
Статья 43. Меры Фонда, применяемые к банкам — участникам Фонда
В случае нарушения настоящего Федерального закона банком — участником Фонда Фонд имеет право: - требовать устранения выявленных нарушений; - увеличивать банку — участнику Фонда индивидуальный размер ставки календарных страховых взносов в Фонд; - ходатайствовать перед Банком России о применении к банку — участнику Фонда мер в порядке надзора; - обращаться в Банк России с ходатайством об отзыве у банка — участника Фонда лицензии на привлечение во вклады денежных средств граждан; - исключить банк из числа банков — участников Фонда.
Статья 44. Исключение банка из числа банков — участников Фонда по решению совета Фонда
Банк может быть исключен из числа банков — участников Фонда по решению двух третей от числа членов совета Фонда в случаях: - установления недостоверности сведений и отчетных данных, направленных Фонду, а также их неоднократного непредставления; - неоднократной задержки или неперечисления календарных страховых взносов; - неисполнения требований настоящего Федерального закона и решений Фонда, если в течение года к банку — участнику Фонда неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона; - неудовлетворительного финансового положения, приводящего к неисполнению обязательств перед гражданами; - добровольного ходатайства банка — участника Фонда о его исключении из числа участников Фонда.
Исключение банка из числа банков — участников Фонда влечет отзыв лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств граждан. Статья 45. Обжалование решений и действий (бездействия) Фонда Решения и действия (бездействие) Фонда могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Взаимодействие Фонда и Банка России
В целях защиты интересов граждан, обеспечения гарантий сохранности и своевременного возврата их банковских вкладов Фонд и Банк России координируют свою деятельность по поддержанию стабильности банковской системы Российской Федерации.
Фонд информирует Банк России о постановке банков на учет в Фонде, регистрации участия банков в Фонде, об исключении банков из участников Фонда.
Банк России информирует Фонд о банках, получивших лицензии на привлечение во вклады денежных средств граждан, об отказе в выдаче и отзыве указанных лицензий, а также о проведении проверок в банках — участниках Фонда и об их результатах.
Фонд и Банк России информируют друг друга о применении ими к банкам — участникам Фонда мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
Банк России по обращению Фонда проводит проверки банков — участников Фонда.
Фонд и Банк России проводят регулярные консультации при принятии решений по вопросам, связанным с обеспечением стабильности банковской системы Российской Федерации.
Статья 47. Неразглашение информации о деятельности Фонда и банков — участников Фонда
Члены органов управления и служащие Фонда, члены наблюдательного совета Фонда, аудиторские фирмы и их должностные лица и сотрудники обязаны не разглашать информацию об операциях и деятельности Фонда, банков — участников Фонда, а также иные сведения, доступ к которым был ими получен при исполнении их служебных обязанностей.
За разглашение указанной информации члены органов управления и служащие Фонда, члены наблюдательного совета Фонда, аудиторские фирмы и их должностные лица и сотрудники несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Справки о внесении обязательных взносов банками — участниками Фонда выдаются Фондом им самим, судам и арбитражным судам (судьям), органам государственной налоговой службы и налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Статья 48. Ограничения на оплачиваемую деятельность служащих Фонда Служащие Фонда не имеют права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Статья 49. Аудит Фонда
Собрание банков — участников Фонда ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки годового отчета Фонда.
Внутренний аудит Фонда осуществляется ревизионной службой, подотчетной совету Фонда. Порядок формирования и деятельности ревизионной службы определяется советом Фонда.
Наблюдательный совет Фонда вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Фонда.
Статья 50. Бухгалтерский учет Фонда
Особенности ведения бухгалтерского учета Фонда определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 51. Отчетность Фонда
Отчетный период Фонда устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
Фонд ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, составляет годовой отчет Фонда.
Годовой отчет Фонда включает: - отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период с анализом состояния страхования банковских вкладов граждан и использования средств страхового резерва; - годовой бухгалтерский баланс с расшифровкой структуры активов и пассивов Фонда; - отчет об использовании средств, направляемых на обеспечение деятельности Фонда, в том числе характеристику сделок, превышающих 0,5 процента активов Фонда; - заключение ревизионной службы Фонда.
Годовой отчет Фонда подтверждается независимой аудиторской фирмой.
Годовой отчет Фонда направляется наблюдательному совету Фонда, а также Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Банк России и Правительство Российской Федерации.
Собрание банков — участников Фонда рассматривает годовой отчет Фонда до 15 марта года, следующего за отчетным.
Обобщенные данные о деятельности Фонда и его годовой бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в газете «Российские вести».
Статья 52. Ликвидация Фонда
Фонд может быть ликвидирован на основании соответствующего федерального закона, определяющего порядок ликвидации и использования имущества Фонда.
Глава V. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
Статья 53. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
1. Банк России в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона формирует наблюдательный совет Фонда.
Наблюдательный совет Фонда в недельный срок со дня его образования создает организационный комитет по проведению первого собрания участников Фонда.
Организационный комитет созывает первое собрание участников Фонда из числа представителей банков, имеющих на дату вступления в силу настоящего Федерального закона право на привлечение во вклады денежных средств граждан в соответствии с лицензией Банка России, если Банком России это право не было ограничено или не был введен запрет на осуществление данной операции.
Банк России открывает счет для зачисления вступительных взносов. Банки, отвечающие требованиям, указанным в части третьей настоящей статьи, перечисляют вступительный взнос в Фонд не позднее чем за 10 дней до дня созыва первого собрания участников Фонда.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Банк России приостанавливает выдачу лицензий на привлечение во вклады денежных средств граждан на срок до принятия советом Фонда решения о начале постановки банков на учет в Фонде.
2. Первое собрание участников Фонда должно быть проведено не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Право голоса на первом собрании участников Фонда имеют банки, своевременно перечислившие вступительный взнос и имеющие на дату проведения первого собрания участников Фонда право на привлечение во вклады денежных средств граждан в соответствии с лицензией Банка России, если Банком России это право не было ограничено или не был введен запрет на осуществление данной операции. Решения первого собрания участников Фонда принимаются большинством голосов от числа присутствующих.
Банк, получивший право голоса на первом собрании участников Фонда, признается банком — участником Фонда и подлежит внесению в реестр банков — участников Фонда. Фонд в трехдневный срок со дня проведения первого собрания участников Фонда передает Банку России реестр банков — участников Фонда. Банк — участник Фонда получает свидетельство о регистрации участия банка в Фонде после его внесения в реестр банков — участников Фонда.
Расходы на организационные мероприятия по созданию Фонда и проведению первого собрания участников Фонда производятся Банком России за счет средств, перечисленных банками в Банк России в фонды страхования депозитов до 1 января 1994 года.
3. Банк России ограничивает у банка, не ставшего участником Фонда, действие его лицензии в части привлечения во вклады денежных средств граждан на один месяц. В случае, если в течение месяца такой банк не внесет вступительный взнос в Фонд, его лицензия в части привлечения во вклады денежных средств граждан теряет силу.
Банк, у которого до дня проведения первого собрания участников Фонда Банком России было ограничено действие лицензии в части привлечения во вклады денежных средств граждан или был введен запрет на осуществление данной операции, вносит вступительный взнос в Фонд в месячный срок со дня полного восстановления указанного права. В противном случае его лицензия в части привлечения во вклады денежных средств граждан теряет силу.
4. Банк России в трехдневный срок со дня регистрации Фонда обязан перечислить в Фонд остаток денежных средств, перечисленных банками в Банк России в фонды страхования депозитов до 1 января 1994 года. Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня проведения первого собрания участников Фонда обязано определить размер своего взноса в Фонд и внести указанный взнос на счет Фонда в Банке России.
5. Денежный средства граждан, привлеченные в банковские вклады по договорам, заключенным после регистрации участия банка в Фонде, являются застрахованными.
6. Правительству Российской Федерации передать Фонду в аренду помещения в городе Москве, необходимые для деятельности Фонда.
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Вся пресса за 4 марта 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|